Новое на сайте

ИЗ ИСТОРИИ ПЛАНЕРНОГО СПОРТА. ЛАДА БАЛАМУТ

Сегодня свой День рождения отмечает Лада Баламут, спортсменка, планеристка и просто красавица. Она имеет 1-й разряд по планерному спорту, судья 2-й категории по планерному спорту и секретарь Федерации планерного спорта Воронежской области, а помимо этого — настоящий кладезь информации о планеризме и планеристах. Нам она рассказала о своем пути в спорт.

— Мой путь в планеризм был долог и тернист, хотя он вполне укладывается в классическую схему, по которой двигались практически все планеристы советских времен.

Я начинала в середине 80-х гг с юношеской планерной школы при 2 МГАК (московском аэроклубе) – теоретические занятия проводились в классах на Новослободской, в маленьких комнатках старого жилого дома, а полеты — в Тушино.

В ЮПШ читали очень мощный теоретический курс основных авиационных дисциплин – несравнимо более глубокий, чем получают планеристы сейчас. Нам рассказывали об основах полёта и аэродинамике, об устройстве планеров, элементах пилотажа, оборудовании аэродромов и т.д. Вообще, в период коммерциализации аэроклубов, к сожалению, в первую очередь пострадала теория. И теперь человек часто сам ищет информацию, сам ее изучает, и, случается, только на аэродроме начинает узнавать базовые вещи. Причем многие из них впервые — на ходу и бессистемно.  

Я захватила принципиально другую  школу: сначала теория, потом поэтапно практика. БРО-11 (брошку) уже не застала, зато успела полетать на литовском ЛАК-14 – небольшом планере для первоначального обучения. Перед тем, как нам разрешали подняться в воздух, надо было потренироваться на пробежках: на аэродромном поле разворачивали лебёдочный комплекс, планер прицепляли к длинному металлическому тросу, и надо было, не отрываясь от земли, удержать планер на скорости по курсу и крену. А когда, по мнению инструктора, ты научился выполнять  пробежки ровно, тебя переводили к подлетам – это такие полеты с отрывом метра на два. Но поскольку курсанты все были разного роста и веса, и лебедка работала с каждым по-разному, то подлеты иногда получались и на 10-15 метров. Визг стоял на весь аэродром!   

  Многие из тех, кто занимался тогда со мной в одном наборе ЮПШ –– продолжили летную жизнь в аэроклубах и летных училищах. Двое — Юра Соляник и Саша Эппель по сей день летают на планерах как спортсмены. То есть это действительно была работающая система: ЮПШ – начальное обучение в аэроклубе – для мальчишек военные училища (тем, кто освоил двухгодичную программу подготовки курсантов от Минобороны, плюсовались баллы при поступлении).

 Для девочек тоже была возможность стать профессиональным инструктором, обучившись в Волчанском училище ДОСААФ. Правда, там был один нюанс – за девочку должен был поручиться аэроклуб с гарантией трудоустройства. В тот период это был практически единственный путь для женщин профессионально заниматься авиацией. Времена Марины Расковой (для справки: советская лётчица-штурман, майор Военно-Воздушных Сил РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза), к сожалению, прошли…

Были среди нас и те, кто выбрал спортивную карьеру – либо по совместительству с «земными профессиями», либо исключительно спорт.

В аэроклубе я сначала училась летать на планерах, но юношеский темперамент и живой пример летчиков, которые тренировали пилотаж неподалеку от нас, сделали свое дело — я ушла в самолетное звено. По тем временам это воспринималось как предательство – командир планерного отряда, помню, страшно на меня обиделся…

На самолете полетала год, и в один непрекрасный день по моей вине его сломала — на посадке подломились шасси. Надо сказать, что в те годы такие ошибки курсантам не прощались! Это сейчас можно просто компенсировать ущерб и продолжать летать, а тогда все было бесплатно, но жестко: даже антипатия с инструктором могла на долгие месяцы испортить твою летную практику. Неугодных отправляли на кухню, заставляли шить чехлы для планеров – в общем, придумывали любые занятия, кроме полетов. А если на момент форс-мажора ты не был именитым спортсменом, из клуба могли и безжалостно выгнать.

Из клуба я ушла, окунулась в семейную жизнь, во время которой на небо глядела только снизу вверх. Муж не разделял моих увлечений, а мне продолжали снится полёты, кабина самолёта, звук запуска двигателя… Именно тогда я поняла, что полеты для меня – это не возрастная блажь, а действительно любовь на всю жизнь.

Распад первого брака удивительным образом совпал с предложением попробовать себя в парапланеризме. Поначалу я с трудом представляла себя под парашютом, но попробовав раз, увлеклась. В тот момент (да и сейчас) это был наиболее доступный и бюджетный способ вернуться в небо. И с 1996 по 2004 гг вполне успешно летала на параплане: участвовала в соревнованиях и просто летала для себя. Но потом, достигнув некоего потолка, решила поставить точку или, точнее, попробовать себя в другой ипостаси – стала прыгать с парашютом. До 200 прыжков дошла довольно быстро, но при всем при этом мне всегда хотелось чего-то большего. Этим «большим» и стал планерный спорт.

В 2008 году мой старинный друг и один из ведущих российских планеристов, Дмитрий Тимошенко, предложил мне вспомнить «былое» и позвал полетать-покататься на планере DuoDiscus, который базировался в те годы на аэродроме Пахомово. Разумеется, я не смогла отказаться от такого заманчивого предложения – полетать на «белой матчасти» (так у планеристов называются спортивные планера из белого пластика), о которой мы в свое время и мечтать не могли. Одного этого «прогулочного» полёта мне хватило, чтобы принять для себя решение — я возвращаюсь в планеризм.

 Планеризм сегодня привлекает тем, что им заниматься проще, чем в былые времена. Все проблемы упираются в деньги, но если есть их достаточное количество, никаких иных преград на пути планериста нет. Никто не смотрит на твой возраст, спортивную перспективность и т.д. И в таком подходе есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, нынешний уровень спортивных выступлений сильно упал, и в этом есть вина всеобщей доступности – любой, кто хочет, может принимать участие в соревнованиях. С другой стороны, не все ведь должны становиться чемпионами мира – есть огромное количество людей, которым просто нравится заниматься планерным спортом, и они тоже должны иметь право на удовольствие летать.

Помню, в своих первых поездках на планерные полёты во Францию, меня поразил именно тот факт, что огромное число людей летают не ради спортивных достижений, а для себя. Сегодня я понимаю, что принадлежу к этой категории планеристов – не отношу себя к числу выдающихся спортсменов, способных показывать результаты, но получаю неизменное удовольствие от полетов на планере.

С удовольствием принимаю участие в любых соревнованиях, ведь они хороши не столько результатами, сколько реальным шансом перебороть  страх, сделать нечто такое дерзкое, смелое, на что ты никогда бы не решился в обычном полете. И когда этот страх новизны преодолен, чувствуешь самоуважение и даже гордость. Эти чувства, кстати, здорово помогают потом здесь, на земле.

 

   

 

Похожие сообщения