Новое на сайте, Новости, Планерный спорт

ИЗ ИСТОРИИ ПЛАНЕРНОГО СПОРТА. ВЛАДИМИР ПАНАФУТИН

В любом виде спорта есть легендарные имена, которые не раз прославляли нашу страну через громкие победы и спортивные достижения.

В планерном спорте одним из таких спортсменов, инструкторов, мудрых наставников является Владимир Панафутин. Он один из тех, кто стоял у истоков создания нашего аэроклуба, принимал участие в формировании самых первых его шагов.

Сегодня ему исполнилось 74 года.

— Мы начинали с двух стареньких планеров, взятых в аренду, и одного самолета, — вспоминает Владимир Юрьевич. – Нас, энтузиастов, тогда было немного. Зато сегодня команда АТСК «Сапсан» превратила его в самый крупный и перспективный аэроклуб страны.  

 

— А когда вы впервые решили заняться планерным спортом?

— Я пришел в планерный спорт как и многие советские мальчишки — через аэроклуб ДОСААФ. В 50-е годы над нашими домами часто кружили планеры из Дракино, метрах в 50-ти от земли – старики трясли костылями в небо, пререкаясь с планеристами, а ребятня, как завороженная, не отрывала от них глаз. Интерцепторов в те времена у планеров не было, потому спортсмены открывали калитку и так переговаривались с землянами.

В Серпухове, откуда я родом, был аэроклуб. Подростком я записался туда и стал заниматься планерным спортом. Моя планерная карьера развивалась довольно быстро — спустя всего месяц я совершил самостоятельный полет, а уже через год меня включили в областные соревнования. Все было хорошо, мы летали, пока один из планеристов не совершил глупейшую ошибку при посадке и не погиб. ДОСААФ тогда приняло решение закрыть наш аэроклуб.

Часть ребят решили переучиться и летать на самолетах, а я поехал в Орел, чтобы летать на планерах. Параллельно поступил в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ России на специальность «инструктор». Закончил ее в 1971 г, но устроиться в те времена в московском регионе инструктором-планеристом было практически невозможно – слишком много было таких специалистов. И тогда я уехал в Днепропетровск к родственникам, где проработал 4 года инструктором. Тогда же, выступая от Украины, стал абсолютным чемпионом СССР.

 

— Большая часть вашей жизни была связана с авиацией. Расскажите…

— Нездоровая атмосфера в команде подтолкнула меня решительно изменить судьбу. Так, следующим этапом моей жизни стала авиация. Я поступил в Мячковский объединенный авиаотряд воздушных съемок, переучился на ИЛ-14 и начал работать.

Это было удивительное время. Мы бороздили просторы воздушного океана до Москвы и до Камчатки, трудились в Средней Азии и в Заполярье. У нас был такой внушительный перечень спецработ, что даже мне не удалось попробовать все: аэрофотосъемка, ледовая разведка, геомагнитная съемка, перевозка ученых по полярным станциям. На основе данных, полученных с наших самолетов, корабли выбирали маршруты, рыбаки удачнее ловили рыбу, ученые разрабатывали свои теории.

 

— А случались ситуации, в которых вас выручали навыки пилотирования, полученные в аэроклубе?

— Конечно. Помню, однажды над Ростовской областью мы занимались аэрофотосъемкой. Оператор тогда попросил «постоять на месте» пока не меняет кассеты. Ну что значит «постоять на месте » в воздухе? И тут я заметил большое мощное облако, сбросил газ и самолет стал понемногу набирать высоту – мощность потока немного превышала скорость падения. Мои спутники были в полном восхищении!

В 1986 году я вышел на пенсию и решил вернуться в планерный спорт – летать для себя и в удовольствие. Тренером сборной страны тогда был Олег Пасечник, он же включил меня в сборную, в составе которой я выиграл несколько престижных турниров, в том числе чемпионаты России.

Потом какое-то время работал инструктором в АТСК «Сапсан», подсказывал начинающим спортсменам их ошибки, учил, как надо летать. В нашем спорте ведь очень много нюансов и научиться всему и сразу ни у кого не получается. Кроме того, в полетах очень многое зависит не только от навыков, но и от незначительных, на первый взгляд, моментов — даже не очень хорошее самочувствие может оказаться решающим.

 

— Какие соревнования стали для вас самыми запоминающимися?

— В 2006 году под Серпуховым проходил этап мирового Гран-При, а победитель, по условиям соревнований, должен был представлять страну на Чемпионате мира в Новой Зеландии. Мне тогда удалось занять первое место. Но когда пришло время ехать за границу, выяснилось, что Госкомспорт оплачивает только билеты – за аренду же планера (4-6 тыс евро), проживание и питание платить должен был я сам. Я отказался от участия. Тогда иностранцы пошли нам навстречу и пообещали предоставить планер бесплатно. На этих условиях я и поехал. Правда, планер мне дали самый-самый простенький, и никакое мастерство в принципе не могло помочь мне выиграть. Хотя в одном из упражнений я лидировал вплоть до финиша – за счет грамотного маневра на старте.

 

— Владимир Юрьевич, вы – инструктор с большим стажем. А как, по-вашему, есть ли разница в уровне подготовки между нынешними начинающими пилотами  и советскими школьниками? Часто говорят, что современные подростки хуже усваивают информацию…

— Большее значение, скорее, имеют индивидуальные различия, чем временные. И тогда и сейчас встречаются планеристы от Бога – они садятся в планер и летят так, как будто летали до этого момента десятки раз. А бывает и наоборот – сколько ни учи, толку не будет.

Единственное, что действительно удивляет сегодня – так это непонятное равнодушие мальчишек к спорту. Раньше в группе из 30 курсантов было всего 5 девочек. Сегодня – наоборот.    

 

— Какой планер ваш самый любимый?

— Мне очень нравится немецкий планер LS-4. Это настолько удачная и продуманная модель, летает одинаково хорошо и с водой, и без воды, легко управляется.

Сегодня в мире выпускают много удачных планеров. Это и Аркус, и Дискус, и Вентус… Нашему Пензенскому предприятию еще есть куда расти. А мы, планеристы, с надеждой смотрим на отечественного производителя, продолжаем в него верить.

Для справки:

Панафутин Владимир Юрьевич — член сборной команды России по планерному спорту, мастер спорта международного класса, абсолютный чемпион СССР. Многократный чемпион России, многократный обладатель Кубка России, участник операции по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Похожие сообщения