Сергей Крикалёв, Герой СССР и России, лётчик-космонавт и исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос», не единожды бывал в Воронеже. В 2014 году вместе с космонавтом Олегом Котовым он презентовал в Воронежской медакадемии свою выставку «Живопись Творца» с фотографиями нашей планеты, сделанными во время полётов на космической станции «Мир» и МКС. Позже посещал Конструкторское бюро химавтоматики, а в качестве президента Федерации самолётного спорта России не раз бывал в гостях у верхнехавского аэроклуба «Сапсан».
– Сергей Константинович, вы с детства мечтали о космосе или так сложилась жизнь?
– Наверное, всё вместе. В старших классах я как-то сразу определил для себя, что мне интересна техника, полёты и космос. Когда пришло время выбирать, куда пойти учиться, я остановился на ракетно-строительном факультете Ленинградского военно-механического института. Окончив вуз, напросился работать в Конструкторское бюро Королёва, которое занималось созданием космической техники. Уже тогда у меня было понимание, что шанс стать космонавтом есть. Это можно сделать либо через военную авиацию, либо через инженерную специальность. Я выбрал комбинацию–летал в рамках спортивной авиации, был в составе сборной по высшему пилотажу и занимался инженерной деятельностью.
– Какой научный эксперимент в космосе кажется вам наиболее значимым?
– Сложно ответить однозначновыделив какое-то одно направление, я, тем самым, обесценю другие. Надо понимать, что научные открытия в космосе не совершаются в одночасье–за ними стоит огромная кропотливая работа тысяч людей. И чтобы совершить какой-то научный прорыв, нужно просеять огромное количество разных исходных параметров.
– Над какими глобальными проектами сегодня работает Роскосмос?
– Сейчас многие события на нашей планете трудно себе представить без информации, которая приходит из космоса. И для этих целей Роскосмос постоянно работает над усовершенствованием космической техники.
Возьмём, к примеру, дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) – чтобы оно было максимально полезным, надо получать информативные снимки. Но космические фотографии это не просто изображения. В современном цифровом мире это поток ноликов и единичек, после тщательной обработки которых можно получить самую разную информацию о нашей планете, помогающую эффективно использовать и управлять её ресурсами. Космические системы ДЗЗ помогают повысить эффективность разведки и добычи природных ресурсов, внедрять новейшие разработки в сельском хозяйстве, предупреждать чрезвычайные ситуации, контролировать изменение климата.
– Космос по-прежнему–наш флагман научной и промышленной индустрии, внедряющий инновационные решения, а потом «спускающий» их на Землю?
– Не всегда. Космическая деятельность довольно инерционная. Возьмём наш космический корабль «Союз» – он используется в программе много лет, и может сложиться впечатление, что раз не происходят видоизменения, то его развитие приостановилось. Но это не так. Если внешне летательные аппараты меняются не сильно, то работа над внутренней «начинкой» ведётся постоянно – меняется электроника, повышается надёжность всех систем.
– Можете назвать фильм или книгу о космосе, которая могла бы вызвать интерес к теме?
– Что касается фильмов, то сейчас много картин, далёких от реальности. Самое интересное, что когда у космонавтов спрашивают их экспертное мнение, то режиссёры и сценаристы возражают на любое замечание – дескать, иначе не будет драматургии. Но мне кажется, что можно найти баланс и снять историю с интересным сюжетом, но без фактологической фальши и лжи.
Мне лично нравится художественно-документальный жанр. В 1995 году на экраны вышла работа Андрея Ужицы «Оторванные от настоящего». Это один из первых фильмов, в которых использовалась хроника, снятая за пределами Земли. Мы снимали нашу повседневную жизнь на видеокамеру без завиральных приключений и драм.
Могу порекомендовать ещё одну документальную картину – «Космическая станция 3D».
– Если молодые люди насмотрятся фильмов и захотят отправиться в космос, по какой дороге им идти?
– Чтобы попасть в космос, нужно оценить свою нужность и быть готовым пройти все ступени. Кандидат в Отряд космонавтов должен получить хорошее техническое или естественно-научное образование, быть здоровым и иметь опыт практической работы не менее трёх лет.
Но я хочу напомнить, что космонавтика–это многогранная отрасль, в которой работают тысячи сотрудников самых разных специальностей. А космонавтов среди них всего несколько человек. Причём основная их деятельность проходит на Земле – вместе с инженерами они создают космическую технику, принимают участие в управлении полётами, отрабатывают методики проведения научных экспериментов и т. д. Можно создавать ракетные двигатели или работать над системой жизнеобеспечения для космических аппаратов, изучать космические тела и совершенствовать возобновляемую энергетику… Задач очень много, и, уверен, если человеку интересен космос, он обязательно найдёт себе применение.
– А можно ведь пойти и по традиционному пути–через авиацию, как наши первые космонавты?
– Первый отряд, действительно, набирали из пилотов, потому что люди ничего не знали о космосе. Но уже к середине 60-х годов появилось понимание того, что во время полётов нужны специалисты и с другими компетенциями. Например, в октябре 1964 года в составе экипажа первого в истории многоместного пилотируемого корабля полетели лётчик Владимир Комаров, медик Борис Егоров и воронежский инженер Константин Феоктистов. Такой симбиоз обеспечил настоящий прорыв и в технологиях, и в адаптации человеческого организма к условиям невесомости.
Любопытный факт
В декабре 1990 года Сергей Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». «Союз ТМ-12» был запущен 18 мая 1991 года с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Сергеем Крикалёвым и британской женщиной-космонавтом Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, провели многочисленные научные эксперименты, а также работу по обслуживанию станции.
По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем и вместе с Александром Волковым вернулся на Землю только 25 марта 1992 года. Этот полёт вошёл в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию.
За этот полёт Сергей Крикалёв был удостоен звания Героя РФ. Продолжительность полёта составила 311 суток 20 часов 00 минут 34 секунды. Крикалёв стал последним космонавтом, получившим за полёт автомобиль «Волга» в подарок.