В Финале IX серии Гран-При-2019, которая проходила в Испании 2-8 июня выступали два российских спортсмена – Евгений Злобин и Владимир Радовский. Рассказ Евгения мы публиковали раньше. Теперь настала очередь Владимира делиться впечатлениями.
— Финал Гран-При в Испании – это твои вторые международные соревнования?
— Да, в прошлом году я был в Польше на чемпионате мира. Но Испания — это совсем другое: полеты в горах, новый для меня 18-метровый класс и сильные соперники, которые прибавили мне седых волос…
Но все было очень круто!
— Вы готовились целый год. Этого времени оказалось достаточно, чтобы научиться летать в горах?
— Конечно, нет. Я стал тренироваться фактически в апреле и к лету, по сути, только начал приближаться к пониманию таких полетов. Там настолько разные условия, они настолько быстро меняются, что ориентироваться в них очень сложно.
Был еще один нюанс — когда я приезжал туда на тренировки, то всегда попадал в «волну» и учился летать в ней. А начались соревнований – и пошла термика. Я был к ней слегка не готов.
— У тебя ведь были тренировки во Владикавказе?
— Да, мы летали с Александром Дятловым, но совсем недолго.
Вообще, полеты в горах меня научили одному: неважно, сколько ты готовишься к соревнованиям – неделю или месяц, ты будешь по-настоящему готов к соревнованиям только тогда, когда отлетаешь часов 300. Не меньше.
Гран-При обычно стараются проводить в необычных местах. Брайан, организатор соревнований, говорил, что хотел привлечь внимание к местечку ЛаСердания. И ему это удалось – под конец соревнований к нему пришла масса запросов от спортсменов со всего мира.
— Ты доволен своим результатом?
— В принципе, да. Планера не сломали, сами не сломались – уже хорошо.
Не стоит забывать, что наши равнинные полеты не сравнить с полетами в горах. Там куча разных нюансов, и даже если бы инструктор нам иногда рассказывал о них, этого все равно было бы недостаточно. И даже если бы ты летел вместе с ним, и слушал, как надо летать – все не то. Настоящая тренировка – это когда ты летишь вместе с сильными соперниками, видишь то, что они делают, и пытаешься повторить за ними, преодолевая свой страх.
— В следующем году ты будешь пытаться победить в российском этапе Гран-при, чтобы опять попасть в финал?
— Конечно, буду. Мне понравилось. Это здорово! Единственно, на наши соревнования надо приглашать по максимуму иностранных пилотов, чтобы победа была честнее.
Я в Испании рекламировал наши усманские соревнования, и многие иностранцы выразили готовность приехать. Надо только постараться помочь им пройти бюрократические препоны и расширить квоту.
Только мне почему-то кажется, что если будут участвовать семеро иностранцев и восемь россиян, у наших спортсменов шансов на победу будет очень мало.
— Так сильно чувствуется разница в подготовке?
— В горах она чувствуется особенно сильно просто потому, что мы не знаем многих чисто технических вещей и еще кучу мелких нюансов, которые влияют на результат.
Как догнать иностранцев? Много и усиленно тренироваться. Причем не просто тихо и комфортно летать по маршруту, а ставить очень жесткие задачи и стараться их выполнять.
Я видел, как тренируются иностранные спортсмены. Есть тим-кэптен, который жестко следит за пилотами и не дает им расслабиться. Некоторые не выдерживают, жалуются, но результата по-другому не добиться.
— А мы можем повторить их опыт на воронежских соревнованиях выходного дня, которые стартуют 28 июня? Как сделать их полезными для спортсменов?
— Во-первых, нужно волевое решение. Тренировка, которая не учит чему-то новому, которая проходит в расслабленном режиме — это хуже, чем вообще не летать.
Нужно ставить сложные задачи, не бояться, что придется забирать пилотов с площадок, составлять маршруты по-максимуму…
Все это немного заморочно, но по-другому уровень спортсменов расти не будет.
— А в финале Гран-при у вас были площадки?
— У нас с Женей Злобиным площадок не было – просто потому что там сесть очень сложно. Ну и потому что мы выбрали планеры с мотором.
У меня за все дни соревнований было всего два момента – на тренировочном упражнении и в последний день — когда пришлось запустить мотор. Наверное, я мог бы еще два часа поковыряться на своем JS-1 и выпарить, но махнул рукой.
Признаться, я немного недооценил риски Гран-при. Вот играешь ты на Кондоре и тебе кажется, что ты научился нормально летать в горах. Но когда ты в реале летишь вместе с прожженными «горняками», то понимаешь, что не можешь ничего. Есть спортсмены, у которых налет в горах исчисляется сотнями часов. Как с ними соревноваться нам, летающим только на равнине?
Вот соперник подходит к горе, сильно ниже гребня и с разлета ее облетает. А ты смотришь и удивляешься: как это возможно? Но оказывается, что возможно, и ты это видел своими глазами! И видел возможности планера, о которых и не догадывался.
И когда ты преодолеваешь этот страх, приходит уверенность, что и ты это все можешь.
На этом соревновании мы с Женей не взяли ни одного очка, но были близки к этому. Я чувствовал, что еще недели две и страх перед полетами прошел бы окончательно, и я мог войти в хорошую спортивную форму…
— Что помогало преодолевать страх и стресс?
— Мы были постоянно чем-то заняты… Делаешь кучу всяких мелочей, готовишься к полету — входишь в режим.
Полностью избавиться от мандража, наверное, невозможно. Когда ты летишь в горах и понимаешь, что на всем маршруте, максимум, две площадки и ты легко можешь оказаться вообще в другой стране (рядом Франция). И, конечно, выручает мотор – летать в горах без мотора очень сложно даже психологически.
Сложно ловить потоки в горах – они там сильные, но узкие, и их легко пролететь на груженом 18-метровом планере на сумасшедшей скорости 150-190 км\ч. Оборачиваешься, а кто-то другой успел среагировать и набирает высоту. И угадать их сложно, потому что все косвенные признаки меняются каждый день. У меня только два-три раза получилось в одно мгновение поймать поток и ввинтиться.
Но стресс испытывали, скорее всего, только мы. Остальные спортсмены летали уверенно и с удовольствием.
— А были ли рекорды на Гран-при?
— Все рекорды там давно уже поставили. Каждую весну туда приезжают англичане – ставить рекорды. Немец Клаус Олманн умеет пролетать все Пиренеи за день, а это больше тысячи километров.
— Есть ли желание снова оказаться в Испании, полетать в горах?
— Конечно. Правда, это недешевое удовольствие. Взять в аренду планер – 700 евро за неделю Дискуса плюс 60 евро за буксировку.
А вот проживание в ближайшем аэроотеле стоит копейки – 22 евро сутки. Питание тоже недорогое: первое, второе, третье, бутылка вина — 15 евро.
— Свободный день у вас был один. Как его провели?
— Мы с отцом поехали смотреть монастырь на горе. Карабкаться по узкой тропе вверх, а потом два часа спускаться вниз по отвесной скале — это был тот еще квест! А вечером поехали на термальные источники…
В свободное время посещали пати, общались. Немцы рассказывали, как им удалось сохранить интерес тинейджеров к планерам – за счет господдержки. Там несколько сотен молодых ребят занимается спортом, очень высокая конкуренция. Чтобы попасть на региональный чемпионат, надо быть очень серьезно подготовленным.
А вот во Франции, Испании и Италии — проблема с молодежью, скорее всего потому, что там нет господдержки.
Ну а участники Гран-При – в основном возрастные, всем далеко за 45…
— Что можно подсмотреть у испанцев в плане организации Гран-при? Что мы можем применить потом у нас, в Усмани, на нашем отборочном этапе в 2020 году?
— Даже не знаю… У нас организация лучше – у нас больше думаются о спортсменах. С одной стороны, это хорошо, с другой – расслабляет.
За границей, например, спортсмены более самостоятельны и самодостаточны. Если они сели на площадку, значит, это их проблема, и они сами будут ее решать, а не задалбливать руководство аэроклуба.
Обратная сторона такого отношения – на соревнованиях дают задания, так сказать, на краю возможностей по погоде. И даже если вся группа спортсменов посядет – ничего страшного, их заберут помощники.
В Усмани же всех забирают с площадок самолетами – сразу, быстро и по первому требованию.
По сувенирке – на открытии нам вручили футболочки, кепочки, буклеты всякие, потом покормили… В середине соревнований был банкет с национальными мотивами — Женя Злобин с Томашем спели дуэтом «Смуглянку» и «Вставай, страна огромная».
И в конце соревнований был банкет с национальным колоритом – люди строили пирамиды из людей, стояли друг у друга на плечах.
Кормили национальными блюдами – тапасом с хамоном. Попробовали мы и чураско (шашлык из баранины), ели стейки из говядины, но мне не понравилось – наше мясо лучше.
— Были ли какие-то забавные или запоминающиеся истории?
— В конце каждого брифинга Брайан нам напоминал: «Today is not the day», в том смысле, что сегодня – не тот день, чтобы навсегда остаться в горах, а Гран-при — всего лишь соревнования и рисковать жизнью совсем необязательно.
Запомнилась испанская манера относиться к жизни — маньяна. К кому не обратишься с просьбой или за помощью, от тебя отмахиваются – типа, сделаем, но завтра. Это такая характерная черта испанцев – их способ жить не торопясь.