Новости, Самолетный спорт

Владимир Котельников: Пилотаж — это романтика, работа, спорт и хобби

В самолетно-спортивных кругах Владимир Котельников известен абсолютно всем и не нуждается в представлении.

Владимир Германович родился 13 июня 1958 года в небольшом селе Таз, Березовского района, Пермской области. Там прошло его босоногое детство и чуточку отрочества – после окончания 7-го класса семья переехала в районный центр, в с. Березовка.

После школы у Владимира была попытка поступить в военное летное училище, но она оказалась безуспешной – не прошел медкомиссию.

Год проработал вместе с отцом верхолазом-электромонтером. Потом сделал еще одну попытку поступить в военный авиационный вуз, но завалил литературу, сочинение. Поступил на вечернее отделение в Пермский политехнический институт.

Учеба в вузе давала право на отсрочку от армии, но Владимир Германович ею не воспользовался и в ноябре 1976 года был призван в ряды Советской армии. Попал в воздушно-десантные войска — г. Псков, в\ч 45377, отслужил два года в легендарной Черниговской воздушно-десантной дивизии, был командиром отделения.

Отдав долг Родине, Владимир Германович в ноябре 1978 года вернулся в родную Березовку, через месяц пошел учиться на подготовительное отделение Пермского политехнического института (рабфак — были такие учебные заведения для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей школе). После чего поступил на машиностроительный факультет Пермского политехнического института, специальность «авиаприборостроение».

На машиностроительном факультете Владимир Котельников познакомился с Михаилом Безденежных. И это знакомство стало судьбоносным: с 1979 года сначала совместная работа в комитете комсомола факультета, потом Пермский авиаспортклуб — один экипаж, одна команда Пермского края. И по сей день они вместе в сборной команде России по высшему пилотажу. В сборной России их зовут «Усатые». Сейчас Михаил — личный тренер Владимира, а Владимир – личный тренер Михаила.

Будучи студентами парни пришли в Пермский авиационно-спортивный аэроклуб ДОСААФ СССР и приступили к теоретическому обучению. А в 1982 году началась летная подготовка на самолетах ЯК-52. (До 1981 года Пермский АСК эксплуатировал самолеты ЯК-12. Эти самолет некоторое время эксплуатировались в гражданской авиации, перевозили почту и небольшие грузы. В учебных целях на них разрешено было выполнять самый простой пилотаж: виражи, спирали, пикирование и горки).

Оба были зачислены в экипаж летчика-инструктора Анатолия Валериановича Гилева, отлетали в его экипаже до самостоятельного вылета, научились простому пилотажу.

— Потом нас учил Валентин Иванович Боронников, мастер спорта СССР и, кстати, первый инструктор абсолютной чемпионки мира Яиковой Валентины Кузьмовны. И Вячеслав Александрович Захаров, мастер спорта СССР — он был штурманом АСК и тренером по высшему пилотажу, — вспоминает Владимир Германович. — К сожалению, наших инструкторов Боронникова, Захарова и Гилева уже нет с нами, светлая им память и большущее спасибо за науку и любовь к авиации. Летная подготовка проходила на аэродроме Пермского авиаспортклуба — «Фролы», который и сейчас носит это наименование. Из 10 спортсменов-летчиков экипажа Гилева в самолетном спорте остались только мы с Михаилом — кто-то ушел в Гражданскую авиацию, кто-то в военную, кто-то совсем ушел из авиации.

В то время в Пермском авиаспортклубе царила особая атмосфера, были замечательные люди, добрые отношения.

После окончания института мы устроились работать в Пермский авиаспортклуб: Михаил авиатехником, я – механиком гаража. В основном для того, чтобы была возможность летать – тогда сотрудникам авиаспортклуба разрешали довольно прилично летать на спорт. Уже тогда в далеком 1984 году мы уже твердо решили стать профессиональными летчиками-инструкторами.

В советское время авиация ДОСААФ работала по правилам ВВС СССР. В летную смену стартовое время составляло 6 часов, непосредственно в воздухе – 4 часа 30 минут. План полетов был довольно строгим: одна неделя – четыре летных дня, вторая – три. И этот порядок никто не нарушал, кроме погоды.

Сейчас многое из тогдашних наработок загубили. В стране осталось всего несколько мест, где пытаются следовать установленным и проверенным временем правилам и нормам. Одно из таких мест – аэродром Усмань-Шаршки, аэроклуб «Сапсан» и его идейный вдохновитель Антон Пермяков.

Еще одно место в Сургуте — аэродром Боровая, где летает единственная девичья пилотажная группа «Барсы», который живет благодаря Евгению Барсову.

Работают аэродром «Дракино» Серпуховского авиаспортклуба ДОСААФ России — основная база сборной России по высшему пилотажу. Еще есть аэродромы: «Первушино» в Башкирии (г.Уфа), «Мочище» (г.Новосибирск), «Гостилицы» (г. Санкт-Петербург), «Калинка» (г. Хабаровск), «Большое Грызлово» — база пилотажной группы «Первый Полет».

Все, что касается самолетного спорта до развала СССР, вызывает ностальгию. В советские годы мы платили членский взнос — полтора рубля в год, летали по 50-60 часов и выступали на двух-трех соревнованиях. На  аэродроме «Фролы» Пермского АСК много раз проводился Чемпионат России по самолетному спорту Уральской зоны, к нам приезжали ребята из Екатеринбурга, Магнитогорска, Орска, Нижнего Тагила, Тюмени, Ишима, Янаула – собиралась приличная команда из 40-50 спортсменов-летчиков. Было здорово!

В 1988 году Пермский АСК получил первый самолет ЯК-55. Уровень летной подготовки спортсменов вышел на новый уровень, мы начали осваивать самый высший и обратный пилотаж.

— Почему, когда речь заходит об авиации, все говорят о  романтике?

— Потому что она есть. Правда, только поначалу, когда постигаешь и осваиваешь что-то новое, неизвестное.

Сначала у меня тоже была романтика, потом спорт, потом работа, снова спорт-работа, потом хобби-работа-спорт, потом только спорт. Сейчас только хобби, немного спорта и немного работы.

Когда работаешь на результат, самолет – это, в первую очередь, твой друг, а потом уже средство доставки тебя в пилотажный бокс, чтобы ты мог показать судьям все, что ты умеешь. Ведь пилотаж длится всего 4-5 минут. Остальное время – набор высоты, снижение и заход. Поэтому выкладываешься по полной. На каждую фигуру заходишь, как на первую. Пульс до 200 ударов. Но когда ты понимаешь, что все сделал правильно, — испытываешь кайф. А если попал еще и в верхнюю часть турнирной таблицы, то чувствуешь полное удовлетворение.

— Что еще помните из тех лет?

— В Пермский АСК самолёты начали приходить в начале 80-хх — первый самолёт пришёл в 1981 году и потом по два-четыре самолета в год. В 1986 году мы стали работать с курсантами – учащимися, которые закончили 9 классов средних школ г. Перми. С 1 июня до 30 августа, пять дней в неделю ребята находились на сборах, жили в казарме и понемногу привыкали к армейским порядкам. В то время в авиаспортклубе было около 20 самолетов. В летную смену летало до 10 самолетов, шесть экипажей работали с курсантами ранних возрастов, два — на спорт и на двух самолетах курсанты летали самостоятельно.

Летная подготовка курсантов ранних возрастов проходила на высоком уровне, и после окончания 10-го класса при поступлении в лётные училища у них было преимущество перед школьниками, которые не имели за плечами летной практики в авиаспортклубах. До сих пор многие из них летают в ВВС России и в Гражданской авиации.

Иногда мы с Михаилом Безденежных летим в Москву на рейсовом самолете S-7 или Аэрофлота, а Командир воздушного судна — наш  воспитанник, бывший курсант.

В 1985 году мы с Михаилом поехали в г. Вязники Владимирской области, отлетали там 3 месяца в Учебном авиационном центре на вертолётах МИ-2. Тогда в СССР много готовили резервистов, на вертолетах, на реактивной технике. Были хорошие авиацентры в Ижевске УАЦ  ДОСААФ на МИ-2, в Мордовии — в Саранске авиационный центр ДОСААФ на Л-29, такой же был в Челябинске, где ребят обучали по спецпрограмме и присваивали им звание «младший лейтенант запаса». Потом те, кто хотел,  продолжали свой путь в авиации.

— Вы часто выступаете в роли международного судьи на чемпионатах Европы и мира. Какая ипостась вам нравится больше – спортсмена или судьи?

— Мы с Михаилом Безденежных действительно имеем статус международных судей, и с 2005 года не пропускали ни одного Чемпионата России, работали на Чемпионатах мира и Европы, на Всемирных авиационных играх 2009 г. в Турине (Италия), в 2015 г. в Дубай (ОАЭ).

Интереснее выступать самому – вытянул жребий, отлетал и свободен. Есть время на общение с друзьями, с участниками соревнований, можешь спокойно готовиться к следующему полету.

А когда работаешь судьей, то садишься в кресло рано утром и встаешь вечером, когда крайний спортсмен заканчивает выступление. Это немного  утомляет. Правда после 10-15 участников бывает перерыв на кофе.

— Сколько всего фигур высшего пилотажа? 

— Очень много. Есть каталог фигур высшего пилотажа (каталог Арести), но есть базовые фигуры, петли, вертикали, углы, вращения элеронные и штопорные, штопора, виражи с бочками  прямые и обратные и т.д. На соревнованиях мы летаем не отдельные фигуры, а комплекс из 10-14 фигур высшего и обратного пилотажа.

На соревнованиях каждый участник летает четыре программы — одна произвольно-известная и три неизвестных. Сначала проходит жеребьевка между странами на подачу фигур на неизвестные программы. Потом, согласно жребию, страна-участник подает свою фигуру. Составляется комплекс и дается участникам за 12 часов до старта. Пилоты должны слетать его с листа, и надо отлетать их так, чтобы за каждую фигуру поставили хорошую оценку — в идеале не меньше 9,0.

Каждая фигура имеет свой коэффициент сложности и оценивается судьями по 10 бальной системе, притом, что за каждое отклонение в 5 градусов снимают 1 балл.

Судьи с земли видят все отклонения, но чтобы обеспечить непредвзятое и объективное судейство, обычно работают от 7 до 10 международных судейских бригад (судья по пилотажу, его ассистент и иногда помощник, который делает записи в судейской записке).

— У вас есть самая любимая фигура?

— Есть, конечно – три отмашки в начале комплекса (смеется) и три отмашки в конце. Они получаются всегда.

— Кто у нас в стране на сегодня самые выдающиеся пилотажники?

— Это, конечно, Михаил Владимирович Мамистов. Он легенда и вообще недосягаемый. Единственный в истории соревнований по высшему пилотажу 5-кратный абсолютный чемпион Европы и первый и пока единственный трехкратный абсолютный чемпион мира — трехкратный обладатель высшей пилотажной награды — переходящего Кубка Арести, двукратный абсолютный чемпион мира и абсолютный чемпион Европы по высшему пилотажу на планерах, 2-кратный абсолютный чемпион Всемирных воздушных игр, 10-ти кратный абсолютный чемпион России. Сейчас он охотно передает свой опыт молодым спортсменам.

Из девушек это, конечно, семикратная Абсолютная чемпионка Мира, среди женщин Светлана Капанина.

— Ваш любимый самолет?

— Это конечно самолет ЯК-52, на этом самолете я научился летать.  А так летал на всех самолетах, которые эксплуатировались в авиации ДОСААФ: Як-12, Як-52, Як-55, Р-96, Су-26, Су-29, Су-31, Экстра-330, Цессна-182, Вильга В-35, АН-2, вертолеты МИ-2, Робинсон R-44.

— Сколько вы выпустили курсантов?

— С нуля человек 40-45.

Сегодня желающих заняться самолетным спортом, а именно пилотажем, очень немного – спорт мало того, что сложный, трудный, он еще и дорогой.

В Пермском авиаспортклубе всего один частный самолет ЯК-52, на котором можно дать только первоначальную летную подготовку.

Самолеты государственной авиации ДОСААФ требуют капитально-востановительного ремонта. Такая ситуация с авиатехникой практически во многих авиаспортклубах России, которые еще пытаются как-то выжить. У нас в Перми много приличных предприятий но, к сожалению, абсолютно равнодушных к спортивной авиации, а тем более к ДОСААФ.

Мы с Михаилом как члены сборной России еще можем летать, участвовать в соревнованиях. А молодых жалко – их спортивная карьера в самолетном спорте больше зависит от экономической составляющей, чем от талантов и трудов. Это печально.

 width=Пресс-портрет:

Владимир   Котельников:

 

Мастер спорта СССР по самолетному спорту 1987 г

Заслуженный мастер спорта России 2015 г

Мастер спорта России Международного класса 2016 г

Абсолютный Чемпион мира на Як-52 – 2012, 2014 гг

Чемпион Мира ЯК-52 в командном зачете 2017 г   

Золотая медаль на чемпионате мира Advanced в Известной произвольной программе 2016 г

Чемпион Европы Advanced в командных соревнованиях 2017 г

Абсолютный Чемпион России Advanced в многоборье – 2012, 2015, 2019 гг

Абсолютный Чемпион России на Як-52 в многоборье – 2007, 2008 гг

 

 НАГРАДЫ

Орден ДОСААФ России «За заслуги» III степени

Медаль имени первого трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина

Юбилейная медаль «75 лет ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО»

Диплом FAI Поля Тиссандье (The Paul Tissandier Diploma) – 2012 г.

Похожие сообщения