Новое на сайте, Новости, О клубе

ОТ ШАРШКОВ ДО БЕРЛИНА И ПРАГИ — история нашего аэродрома

У каждого аэродрома своя история. На основе архивных данных и благодаря усманскому краеведу Анатолию Китаеву  мы собрали информацию об истории аэродрома Усмань-Шаршки.

 

…В соответствии с постановлением Бюро Обкома ВКП(б) и Исполкома Облсовета депутатов трудящихся от 6 декабря 1941 года и заданием командования фронта о спецстроительстве участка № 6 Управление Аэродромного Строительства НКВД вело строительство трех фронтовых взлетно-посадочных площадок (ВВП, аэродромов) в Усманском районе. 

Один из них строился в районе села Песковатка (тоже – у деревни Шаршки), завершить его строительство планировалось с 8 по 13 января 1942 года.

Непосредственно строительством занимались в 1941 году расквартированные в г. Усмани батальоны аэродромного обслуживания № 217 и № 672, которые в 1942 году сменил 70-й Отдельно-Инженерно-Аэродромный батальон (ОИАБ). Оборудование аэродромов продолжалось непрерывно. В конце мая – начале июня 1942 года на спецстроительстве были подняты водонапорные баки.

В период со 7 по 20 декабря 1941 года Усманским райисполкомом впервые принимается решение по выполнению задания командования фронтом и постановления Обкома ВКП(б) и Исполкома Облсовета депутатов трудящихся от 6 декабря 1941 года «О спецстроительстве № 6 УАС НКВД», в соответствии с которым в порядке гужтрудповинности на строительство аэродромов под Усманью было мобилизовано 50 человек рабочих, а Райтоп обязали отпустить 100 куб.метров жердей с оплатой через Госбанк.

В последующие дни на строительство аэродромов было мобилизовано сельское население, количество которого резко увеличивалось, а председателям сельсоветов вменялось в обязанность снабдить мобилизованных плотников топорами и пилами, а землекопов ломами и лопатами.

… 28 июня 1942 года началось немецкое наступление на Воронеж. В связи со сложившейся под Воронежем обстановкой, Ставка Верховного Главнокомандования разделила Брянский фронт на два: Воронежский — под командованием Н.Ф. Ватутина и Брянский — под командованием К.К. Рокоссовского. Вторая воздушная армия (2ВА) С.А. Красовского вошла в состав Воронежского фронта.

2ВА сформирована 5 мая 1942 года в старинном русском городе Ельце. Её основу составили тогда соединения и части ВВС Брянского фронта, накопившие к тому времени значительный боевой опыт. Во 2ВА вошли две истребительные, две штурмовые, одна бомбардировочная и одна ночная бомбардировочная дивизии (в т.ч. 207 –я истребительная дивизия, комдив полковник М.Г. Мачин).

Истребительные полки имели вооружённые самолёты ЛАГГ-3, Ла-5, ЯК-1.

Некоторые авиационные части перебазировались в восточные районы Воронежской области. Командование 2ВА во главе с генералом С.А. Красовским вынуждено было расположить дивизии на аэродромах Усмани и Инжавино. Две дивизии базировались у деревни Шаршки. К тому времени здесь был хорошо подготовленный аэродром, а штаб армии разместился в селе Завальное Усманского района, где пробыл до ноября 1942 года.

В небе Липецкой и Воронежской областей в жарких боях за Воронеж проявил мужество и отвагу храбрейший летчик, талантливый командир авиасоединения Михаил Григорьевич Мачин, впоследствии генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза, дивизия которого базировалась на аэродроме у деревни Шаршки. В трудных и упорных боях с фашистскими захватчиками летчики-истребители под командованием своего любимого командира совершали по 5-6 боевых вылетов в день. Их маршруты были разными по характеру задания. Они сопровождали бомбардировщиков, штурмовиков, вели воздушные бои с истребителями противника, случалось, бомбили укрепления врага. 

8 сентября 1942 года по ходатайству 70-го ОИАБ на строительство ВПП у деревни Шаршки Райисполкомом было передано здание каменной церкви в с. Беляево. Её передача ОИАБ потребовалась для слома и использования кирпича на продолжающемся строительстве взлетно-посадочной площадки. Для того, чтобы уплотнить взлетные площадки, была взорвана Покровская церковь и каменная ограда вокруг кладбища на территории Пригороднего сельсовета, и щебенка была утрамбована в землю.

С целью обеспечения бесперебойного автодвижения по подъездным путям к аэродромам решением Исполкома Райсовета депутатов трудящихся в начале января 1942 года за колхозами Пригороднего и Песковатского сельсоветов на весь зимний период закрепили участки дорог: Усмань – село Студенки — общим протяжением 8 км.

Для обслуживания дорог обязали председателей сельсоветов и колхозов создать постоянные дорожные бригады из расчета — на каждые 100 п.м. 1 рабочий с деревянной лопатой, которые через 2 часа после выпадения снега должны были очистить свои участки и открыть их для автодвижения. 

11 ноября 1942 года население и гужевой транспорт района были вновь мобилизованы и закреплены за аэродромами, в порядке платной трудгужповинности с декабря 1942 года по апрель 1943 года. Председатели сельсоветов и колхозов обязаны были безоговорочно выделять и обеспечивать выделенное количество рабочих и подвод всем необходимым для обслуживания аэродромов.

Такая работа проводилась до тех пор, пока фронт не отодвинулся от границ Воронежской области и аэродромы не покинули последние самолеты.

14 мая 1944 года Воронежский облисполком направил Усманскому горсовету письмо №436с, которым сообщает, что по решению военного совета ВВО Красной Армии аэродромы Усмань-1 и Усмань-2 переданы в 1945 году в народное хозяйство, и просит принять необходимые меры к использованию земельной площади аэродромов «под посевы индивидуальных огородов рабочих и служащих, подсобных хозяйств предприятий и учреждений района с закреплением участков на срок 5-8 лет во временное пользование».

… После войны аэродром в Шаршках использовался как взлетно-посадочная полоса для сельскохозяйственной авиации, самолеты которой обслуживали близлежащие колхозы: «Комсомолец», «Россия», совхоз «Усманский и другие.

 

В XXI  веке началась новая история аэродрома, связанная с развитием малой авиации, планерного и самолетного спорта.