Мы уже рассказывали о том, как в годы Великой Отечественной войны на карте страны появился наш аэродром – Усмань-Шаршки.
Теперь мы нашли свидетеля и участника событий, происходивших на территории аэродрома 30 лет назад. Им оказался наш сотрудник — сторож Валерий Страхов.
— Все началось с того, как в 1992-м году у Эдуарда Балабаева (комендант аэродрома) возникло желание построить летательный аппарат, и он поехал в Воронеж к Игорю Жукову, титулованному спортсмену-дельтапланеристу – за советами и рекомендациями. Вскоре он построил свой дельталет и начал летать на аэродроме Усмань.
Однажды я увидел дельталетчика и тоже загорелся полетами…
Все свое детство я мечтал летать, но в летное училище не поступил, образование получил в воронежском политехе на авиационном факультете. А когда увидел летящего Эдика, не смог пройти мимо. Мы стали вместе летать, а поскольку я в то время занимался бизнесом, то часть финансовых вопросов взял на себя, в том числе по дальнейшему развитию полосы.
Раньше это место относилось к 105-й смешанной авиационной дивизии — потом её вывели из реестра аэродромов рассредоточения.
Ну а потом появились мы.
Кстати, в свое время нам удалось остановить распашку взлетной полосы — на том месте, например, где сейчас растут березки, когда-то было лётное поле. И вообще мы приложили массу усилий для того, чтобы поддерживать полосу в нормальном состоянии. Некоторые умники постоянно пытались свалить туда строительный мусор, грузовики часто гоняли по полю, оставляя глубокие колеи – приходилось следить за порядком и бороться с нарушителями. На том этапе мы фактически сберегли аэродром, иначе он бы превратился в свалку и зарос кустами и деревьями.
Помню, здесь находилась крупная авиационная база — на месте локаторных горок стояли ангары, казармы, склад ГСМ, банно-прачечный комбинат – и все за колючей проволокой. Взлетная полоса была довольно хорошей, я даже помню, как отсюда взлетали реактивные самолеты (это где-то начало 60-хх годов).
А в 90-хх годах мы привезли сюда вагончик и проводили здесь круглые сутки зимой и летом… Мы – это Эдуард Балабаев, Сергей Коротких, Николай Ульшин, Николай Канайкин, Валера Смольянинов и я. И у каждого был свой дельталет. У меня был Поиск-06СХ (СК) (аналог того, на котором летал Владимир Путин со стерхами), у ребят – таганрогские МД-50.
Летали сначала по округе, потом стали участвовать в соревнованиях, создали свою региональную Федерацию, меня выбрали вице-президентом.
Но потом наши пути разошлись. Полеты – удовольствие дорогое, содержать летательные аппараты недешево, и мы стали искать способы заработать. Часть рябят занялись авиационно-химическими работами. В те времена было проще заниматься таким бизнесом. Мы прошли обучение в Экспериментальном летном учебном Центре, сдавали теорию и практику лично Президенту Федерации СЛА Владимиру Забаве. К нам на аэродром приезжала московская комиссия Федерации СЛА, техника вся была сертифицирована – то есть все было официально.
У нас и аэроклуб был официально зарегистрирован – Усманская районная общественная организация «Аэроклуб «Восток-Запад». К нам часто приезжали ребята из Липецка, Воронежа потусить, полетать.
В какой-то момент к нам присоединился Анатолий Карпов, основатель авиакомпании «Полет». Карпов решил развивать здесь свой клуб и способствовал появлению на нашем аэродроме компании «Сигма».
Мы к тому времени летали здесь не так активно – больше занимались своими делами, «химичили»…
А потом сюда пришел Антон Пермяков, соучредитель аэроклуба Сапсан, и началась новая страница истории нашего аэродрома. И мы (все те, кто начинал развивать эту площадку) очень рады, что она превратилась в грандиозный проект российского и даже мирового уровня. И надеемся, что дальше будет еще лучше и круче!