О спортивной авиации и возможности летать
Над заголовком этой статьи автор и не думал вовсе – название пришло само. Более точно, чем словами из прекрасного романтического фильма, когда в бездонном небе на маленьком самолете находится девушка, не скажешь. Знакомьтесь – Екатерина Алексеева, единственная в Воронеже женщина-пилот спортивного самолета.
Катя учится в Московском колледже автоматизации и информационных технологий № 20 на факультете фотографии. Чтобы не прерывать тренировки, решила выбрать заочное обучение. А чтобы хорошо учиться, всегда берет с собой в полет фотокамеру и делает снимки с высоты птичьего полета и даже выше.
— Катя, в таком интервью как наше, всегда задается один и тот же банальный вопрос – с чего все началось?
— Как бы также не банально звучал мой ответ – я всегда хотела летать. И тут узнала, что можно прийти в авиационно-технический спортивный клуб «САПСАН» ДОСААФ России, где можно научиться летать. Мне хотелось летать на спортивных самолетах, но тогда в клубе такой техники для обучения не было, и я начала с планеров, о чем, на самом деле, ничуть не жалею.
— Сколько тебе было лет, когда впервые поднялась в воздух?
— Мне было 18, но в клубе есть ребята и помладше — с инструктором на планере разрешается подниматься с 14 лет. Для полетов на планере вообще нет возрастных ограничений – у нас летают даже пилоты, которым далеко за 70.
— Что такое планер? Чем он отличается от самолета?
— Если в двух словах, то планер – это самолет без мотора. Планер сконструирован так, чтобы максимально долго планировать в воздухе, используя для парения воздушные потоки. Планер поднимает в воздух на тросе самолет-буксировщик, а потом отпускает в «свободное плавание». На самом деле парить в воздухе можно невероятно долго – все зависит от мастерства пилота.
— Это опасно? Разве не полетит носом вниз самолет без двигателя при малейшем дуновении ветерка?
— Но ведь не полетит носом вниз бумажный самолетик, если он правильно собран и правильно запущен? Планеризм считается самым безопасным из авиационных видов спорта. Нахождение в воздухе – управляемый процесс. Ко всему прочему, у планериста за плечами всегда есть парашют.
— После полетов с инструктором тебе доверили полететь самостоятельно? Что чувствовала тогда?
— Эмоции именно в тот день вспомнить трудно, потому что при каждом полете переживаешь разные чувства. Мне кажется, что я была сосредоточена на одном – правильно посадить планер.
— На планерах в Воронежской области летают многие девушки, а вот на спортивном оказалась ты одна. Как это произошло?
— Примерно после года моих занятий на планере в клубе появился самолет Як-52. И, признаться, я оказалась единственной, кто захотел на нем научиться летать. Для меня же это была мечта, из-за которой я пришла в авиационный клуб.
Я ни разу не пожалела, что начала полеты с планеров, и мне было гораздо легче осваивать спортивный самолет. Если сразу учиться летать на самолете, это гораздо сложнее.
Мне очень повезло с инструктором – меня обучает абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу на Як-52 Антон Беркутов. С таким человеком невозможно плохо летать.
— Что значит самолетный спорт?
— Это обычный спорт, но в качестве «снаряда» используется самолет. Когда начинаешь учиться, то первые фигуры, которые необходимо научиться выполнять, – это штопор и петля. Особенно важен штопор – при отказе двигателя умение выйти из него позволит пилоту безопасно посадить самолет.
В соревнованиях по самолетному спорту в России пилоты выступают в трех лигах. Третья лига – для начинающих, первая – самая высшая.
После года полетов я смогла участвовать в открытых соревнованиях Московской области в третьей лиге и заняла первое место. Через год участвовала в аналогичных соревнованиях в Беларуси уже во второй лиге, где также победила. Сейчас готовлюсь к выступлению за первую лигу.
— Скажи, тебе никогда не хотелось сделать полеты своей специальностью? В смысле, стать пилотом гражданского самолета?
— Если честно, то мне больше нравится заниматься в аэроклубе, может быть, в будущем работать там в качестве инструктора. Я такой вопрос не раз задавала и своему инструктору Антону Беркутову и слышала от него такой же ответ.
— Катя, а как знакомые парни относятся к тому, что ты – летчица?
— Удивляются сначала очень, а потом радуются за меня и мои достижения, поддерживают. Никогда я не слышала ничего из того, что, типа, я женщина, и не мое это дело…
— А родители? Переживают, наверное, когда ты в небе?
— Конечно, переживают. Но они всегда были на моей стороне в моих увлечениях.
— Катя, аэродром находиться достаточно далеко от столицы Черноземья? Часто ли удается тренироваться?
— Я стараюсь тренироваться каждый день. По современным меркам аэродром в Липецкой области в городе Усмани – не такое уж и далекое расстояние, всего час на электричке, а на автомобиле и того меньше. Кто-то приезжает полетать только на выходные. Но, поверьте, даже одного дня бывает достаточно, чтобы неделю жить ожиданием следующего полета.
— Девушка и самолет – это нормально?
— Для меня – да. По-другому свою жизнь уже не представляю.
Беседовала Наталия ОСАДЧАЯ
Фото из личного архива Екатерины Алексеевой.
Материал опубликован в газете «БЕРЕГ» от 22.01.2019
КСТАТИ
Як-25 –двухместный спортивно-тренировочный самолет, разработанный специалистами ОКБ им. Яковлева в конце 70-х годов. В Советском Союзе Як-52 был самым лучшим и одним из наиболее массовых самолетов своего класса. Эта прекрасная машина до сих пор находится в эксплуатации, причем не только в России, но и за рубежом.
Основными эксплуатантами самолета Як-52 были и остаются летные клубы ДОСААФ. В настоящий момент на территории России находится более 300 Як-52, причем около сотни из них исправны и эксплуатируются.