fai2ФАИ (Fédération Aéronautique Internationale) — всемирная федерация авиационных видов спорта.   Основана в 1905 году, негосударственная, некоммерческая. Членами ФАИ числятся около 100 стран мира, в том числе Россия. Задачи ФАИ — продвижение авиационных видов спорта «в народ», организация международных соревнований, регистрация спортивных рекордов. Планерными видами спорта занимается международная комиссия ФАИ по планеризму — IGC (International Gliding Commission). По классификации ФАИ все планеры делятся на, скажем так, чемпионатные и рекордные классы. В рамках чемпионатных классов проводятся международные и национальные соревнования, в рамках рекордных классов регистрируются рекорды.

Ниже перечислены чемпионатные классы ФАИ в порядке популярности:

  • клубный;
  • стандартный;
  • 15 метров;
  • 18 метров;
  • открытый;
  • 20 метров двухместный;
  • мировой;
  • 13 метров;

 

Познакомимся с классами подробнее. Это будет полезно, так как все серийно выпускаемые планеры и часть планеров самостоятельной постройки проектируются и строятся в соответствии с правилами какого — либо класса ФАИ.

Клубный класс

Объединяет, по большому счёту, все планеры — новые и устаревшие, одноместные и двухместные, частные и принадлежащие аэроклубам. Дело в том, что соревнования по правилам клубного класса проводятся с применением поправочного коэффициента к результатам — гандикапа. Гандикап позволяет исключить из результата долю техники и оставить в нём только долю мастерства пилота. Поэтому пилот, пришедший к финишу последним на стареньком деревянном планере, может в результате обставить многих, летевших на самых модерновых супер — пупер планерах и занять вполне достойное, если не первое, место. В последнее время производители выпускают и специальные планеры клубного класса, предназначенные для ежедневной интенсивной эксплуатации разными пилотами в условиях аэроклубов.

Стандартный класс 

Был создан в шестидесятых годах прошлого века для увеличения массовости планерного спорта. Планер стандартного класса не может иметь размах крыла более 15 метров. Механизация крыла запрещена. Разрешаются только воздушные тормоза, не создающие дополнительной подъёмной силы. В настоящее время стандартный класс наиболее популярен. Планеры стандартного класса довольно лёгкие, простые в обслуживании и пилотировании. Лётные характеристики очень неплохи.

Класс 15 метров

Производный от стандартного. Разрешена механизация крыла. Частенько планер класса 15 метров — это тот же планер стандартного класса, но с закрылками. Отклонённые вниз закрылки увеличивают подъёмную силу крыла на малых скоростях, поэтому планер быстрее набирает высоту в восходящем потоке. На переходе между восходящими потоками закрылки несколько приподнимают от нейтрального положения, что увеличивает скорость полёта при минимальной скорости снижения и позволяет израсходовать меньше высоты на переход.

Класс 18 метров

Единственное ограничение — размах крыла не должен превышать восемнадцати метров. На мой взгляд, это класс планеров для слабой погоды. В условиях редких и несильных восходящих потоков особое значение имеет снижение МСС. Поэтому многоие фирмы выпускают планеры стандартного класса со сменными законцовками крыла. В сильную погоду ставим короткие законцовки — получаем планер стандартного класса с размахом 15 метров. В слабую погоду ставим длинные законцовки — получаем планер с размахом 18 метров, несколько возросшим АК и пониженной нагрузкой на крыло. Соответственно снижается МСС, а уменьшение нагрузки на крыло компенсируется увеличением АК.

Открытый класс

Не имеет каких — либо ограничений. No special rules, как пишется в документе ФАИ. Планеры открытого класса отличаются самым высоким АК, самой малой МСС, самым большим размахом крыла и самым большим взлётным весом среди одноместных планеров. Цена их не отстаёт от характеристик — она тоже самая высокая.

Класс 20 метров двухместный 

Как следует из названия, класс объединяет двухместные планеры с размахом крыла не более 20 метров. Других ограничений нет. Класс создан для учебных планеров аэроклубов. Учебные планеры есть в каждом аэроклубе, имеют неплохие (часто весьма высокие) характеристики и, в общем, на них можно достигнуть весьма впечатляющих результатов в соревнованиях. Внутри каждого класса из перечисленных соревнования могут проводиться как с гандикапом, так и без гандикапа. Чаще соревнования проводятся с гандикапом ввиду большой разницы в характеристиках планеров даже одного класса. Другой подход к организации соревнований стал возможен с созданием мирового класса.

Мировой класс 

Состоит из одной модели строго одинаковых планеров. Это PW-5 польского производства. Перед соревнованиями планеры участников доводятся до строго идентичного состояния — даже взлётный вес делают одинаковым с помощью несбрасываемого в полёте балласта. Соревнования проводятся, естественно, без гандикапа, что должно повышать их зрелищность, привлекать новых участников и т.д. и т.п. На деле ничего из этой затеи не вышло. Планер получился с весьма посредственными характеристиками, производитель вёл себя с заказчиками нахально, планеров было выпущено мало. Мировой класс, кое-как просуществовав тринадцать лет, отменён с 1 января 2010 года. Однако взамен безвременно почившего мирового класса с того же 1 января 2010 года вводится новый чемпионатный класс планеров, который, видимо, будет пользоваться гораздо большей популярностью — класс 13 метров.

Класс 13 метров

Планируется как класс для начинающих спортсменов и для отдыха. В общем, сейчас такие планеры уже есть и показали очень неплохие лётные данные для своих размеров. Причём существуют конструкции как промышленного производства, так и для самостоятельного изготовления. Вообще, тринадцатиметровый класс — это наш размерчик. Ниже мы рассмотрим его преимущества подробно. Уверяю вас, они не маленькие.

Рекордных классов ФАИ сейчас всего 4, один из них (мировой) отменён с 1 января 2010 года:

  • открытый
  • 15 метров
  • сверхлёгкий
  • микролифтовый

 

Открытый рекордный класс

Включает в себя планеры чемпионатных классов открытого и 18 метров, рекордный класс — планеры клубного и  стандартного классов, а также чемпионатного класса 15 метров, мировой класс отменён, а с классом сверхлёгких планеров познакомимся подробнее.

Класс сверхлёгких планеров

Как было написано в рекламе автомобилей Форда в тридцатые годы: «Вы можете приобрести у нас автомобиль любого цвета, при условии, что он чёрный». Так вот, сверхлёгким может быть планер любого размера и вида, при условии, что максимальный взлётный вес не превышает 220 кг. Сконструировать и построить такой планер — совсем непростая задача. Дело в том, что полезная нагрузка планера должна быть хотя бы 120 — 130 кг, поэтому на пустой планер остаётся 90 — 100 кг. Чтобы достичь такого веса конструкции при заданной прочности и жёсткости, приходится применять дорогие материалы и технологии. В классе сверхлёгких планеров есть подкласс микролифтовых планеров. Рекорды по микролифтовым планерам отдельно не регистрируются, но сам подкласс существует официально.

Подкласс микролифтовых планеров 

Это сверхлёгкие планеры с максимально нагрузкой на крыло не более 18 кг/м2. Такие параметры позволяют использовать для набора высоты так называемый микролифт. Микролифт — настолько малые по размерам и скорости восходящие потоки воздуха, что обычные планеры не могут их «обработать». Создание такого планера — весьма нетривиальная, но разрешимая задача. В результате её решения получаем планер, способный летать в условиях, полёт в которых сейчас доступен только дельтапланам и парапланам.