Алексей Петрович Пименов — кладезь знаний об истории самолетного спорта. С ним можно бесконечно долго разговаривать, и всё равно не хватит времени, чтобы расспросить обо всём…
Ему 81. Он живет с женой в Новосибирске жизнью обычного российского пенсионера, но раз в год для него наступает настоящий праздник — он едет на чемпионат России, чтобы выступить в роли судьи соревнований.
Алексей Пименов — обладатель огромного количества спортивных наград. Наиболее значимые: абсолютный чемпион СССР, обладатель Кубка им В. П. Чкалова, победитель международных соревнований, серебряный призер в многоборье чемпионата мира 1972 года, чемпион мира по упражнению.
Все медали бережно развешаны на стене его квартиры. Есть среди них и уникальная: наполовину золотая — наполовину серебряная.
— В 1969 году на чемпионате СССР мы с Володей Мартемьяновым оба заняли первое место — набрали одинаковое количество очков, вплоть до десятых. Потом, правда, судьи что-то там пересчитали и отдали золото Мартемьянову, а мне серебро. Но мы приехали домой в Новосибирск и поделили их по-честному — так, как понимали честность и справедливость. Распилили медали и приварили половинки, — вспоминает пилот.
Алексей Пименов — настоящий летчик. И по профессии, и по призванию. В небо влюбился в детстве — сразу и навсегда. В 1945 году в его родное село Косиха, что в Алтайском крае, прилетел самолет У-2, покружился в воздухе, выполняя разные фигуры, чем навсегда запомнился мальчишке, стоящему на земле и решившему именно в тот момент стать летчиком.
С 1958 и по 1988 год Алексей Петрович провел в кабинах самолетов. Начинал в Новосибирском аэроклубе ДОСААФ СССР, потом 10 лет был членом сборной страны, пилотом «Аэрофлота» летал на Севере.
— Попасть в сборную СССР было нелегко — конкурс на одно место исчислялся десятками желающих. Сначала нужно было выиграть зональные соревнования, потом войти в число победителей первенства страны и только после этого надеяться на то, что пригласят на сборы. А там уже появлялся шанс, — вспоминает Алексей Петрович. — Вместе со мной в сборной выступали Владимир Мартемьянов, Игорь Егоров (ныне покойные). Помню, в 1966 — 1967 годах даже сделали штатную сборную, а нас — профессиональными спортсменами с зарплатой в 180 рублей в месяц. А это уже работа, сами понимаете — ежедневная и сложная. Только зимой было чуть полегче, поскольку высшим пилотажем в наших широтах заниматься не очень безопасно, мы на холодный сезон находили «земную работу». Я, например, подлётывал на Ми-1 в новосибирском авиационном центре.
Весной уезжали на юг, летали в Ессентуках, а летом перебирались в Подмосковье, в основном на аэродром в Тушино.
Тренировали в те годы так же, как и сейчас, — с земли по радиосвязи, записывали на магнитофон, потом еще разбирали полеты, анализировали ошибки… Разные были способы и методы.
Но сейчас совсем другой высший пилотаж. И техника другая, и комплексы другие, хотя фигуры те же самые. Взять, допустим, наш отечественный самолет (последний, на котором я летал) Як-50. Разве можно его сравнить c «сушками» или «Экстрой»? У современных самолетов огромные возможности. Я летал на них и могу сказать, что разница огромна, небо и земля.
В наше время самолеты были тяжелее, труднее в управлении. Да и опаснее, что тут говорить. В моей спортивной жизни было несколько случаев, которые могли закончиться печально. А сколько моих друзей погибли, выполняя полеты, — и не сосчитать. Из тогдашней сборной я остался в живых один.
А вот медицинское обслуживание у нас тогда было вполне обычным. Никто нас особо не выделял, внимания к нашему самочувствию не проявлял. Да и мы были все молодые, сильные, здоровые — что нам будет? В «Аэрофлоте» и то было больше надзора за здоровьем — может, потому, что там были больше заинтересованы в сохранении кадрового состава?
Авиация — хороший учитель. Она научила меня всему: как относиться к жизни, к друзьям, к врагам. Научила не сдаваться. Был у меня случай в Тушино, когда я выжил только благодаря тому, что боролся до конца. При перевернутом полете у меня расстегнулись все ремни, ситуация была безвыходная, но если бы я сдался, то погиб.
Свой первый самостоятельный вылет, конечно, помню. Это произошло в начале июня 1958 года. После окончания обучения в аэроклубе я продолжал летать летчиком-спортсменом — у нас тогда было спортивное звено, два Як-18П, два самолета Zlin Z-226, а впоследствии еще два Z-326. Было к чему стремиться.
Первые соревнования тоже помню. Шел 1961 год, мы участвовали в зональных соревнованиях в Марьяновке. Наша команда тогда заняла первое место и попала на чемпионат СССР в город Калинин.
Первые международные прошли в польском городе Лодзь в 1965 году. Мой любимый самолет — Як-18ПС. Их выпустили всего 5 штук на КБ Яковлева. Он был очень легкий и здорово летал, но потом случилась авиакатастрофа, и его сняли с производства.
То, что самолетный спорт перевели на коммерческие рельсы, это наша действительность. Но это неправильно. Система ДОСААФ советских времен создавала гораздо лучшие предпосылки для развития и была настоящей кузницей чемпионов, людей, которые прославляли нашу страну на весь мир. А сегодня государство просто отвернулось от этой дисциплины. И когда ситуация изменится кардинально, неизвестно.