Как пролететь 400 км без двигателя, кому солнце помогает парить над землёй и каково это — загорать на высоте более 2 тысяч метров?
«Планёры летают тихо, а бьют больно» — такими словами напутствовали нас на аэродроме, чтобы зазевавшиеся журналисты в поисках хорошего кадра не попали под крыло планёра при приземлении. Планёры действительно летают бесшумно. Ещё бы — ведь у этих крылатых машин нет двигателя. А летают они благодаря восходящим потокам воздуха.
Столица планёрного спорта России перемещается всё ближе к Воронежу
Чемпионат России по планёрному спорту стартовал 28 апреля на аэродроме «Усмань-Шаршки», что в 70 километрах от Воронежа. Здесь на базе верхнехавского аэроклуба «Сапсан» в последние годы прописалась столица планёрного спорта России. Раньше Меккой для отечественных планеристов ещё с советских времён был Орёл. Но тамошняя база постепенно пришла в упадок. А усманский аэродром, поддерживаемый агрохолдингом Верхнехавского района, наоборот, развивается и процветает. В прошлом году здесь впервые в России прошло мировое Гран-при по планёрному спорту. В этом году аэродром «Усмань-Шаршки» принимает чемпионат страны.
Чемпионат России в клубном классе планёров продлится до 12 мая. Посетить соревнования абсолютно бесплатно смогут все желающие в любой из дней. Аэродром «Усмань-Шаршки» расположен в деревне Шаршки Липецкой области, в Усманском районе. Схему проезда можно найти на нашем портале «МОЁ! Online» по ссылке moe-online.ru/362206.
В чемпионате принимают участие 19 лучших пилотов со всей страны — от Приморского края до Санкт-Петербурга. Каждый день пилоты проходят определённую дистанцию через контрольные точки. Побеждает тот, кто показывает лучшее время. В день каждый пилот пролетает от 200 до 400 км.
В восходящих потоках воздуха
Со стороны выглядит это примерно так: самолёт-буксировщик отрывается от земли, а вслед за ним на тросе послушно поднимается в воздух планёр с красивыми тонкими крыльями. На высоте примерно 1 километр трос отцепляется, самолёт-буксировщик возвращается на аэродром, а планёр продолжает парить в воздухе, ловя восходящие потоки воздуха и постепенно набирая высоту.
— В планёрном спорте очень многое зависит от погоды, — рассказал нам заместитель директора авиаклуба «Сапсан», президент Федерации планёрного спорта Воронежской области, один из самых титулованных планеристов России Сергей КЛЮЕВ. — Самый важный признак хорошей погоды для планеристов — это наличие солнца. Значит, земля будет прогреваться и тёплый воздух подниматься вверх, создавая так необходимые нам восходящие потоки.
Спортивные полёты осуществляются на высоте до 2,3 км. Расстояния планёры тоже могут преодолевать колоссальные — более 1 000 км за один полёт! И даже если восходящих потоков нет, планёр способен пролететь без набора высоты до 40 км! А приземляться планёр способен на любую ровную поверхность — от автодороги до поля.
Что общего у кабины планёра с солярием?
Сама конструкция планёра не позволяет ему входить в пике. Он плавно парит над землёй. Ну как плавно: скорость 100 — 110 км/ч для планёра обычное дело. Бывают, конечно, и форс-мажоры. Так, в прошлом году во время соревнований у воронежского планериста Евгения Злобина в полёте отскочил фонарь (защитное стекло, которое закрывает кабину пилота). Евгений был вынужден приземляться с открытой кабиной. Это всё равно что мчаться на автомобиле со скоростью больше 100 км/ч без лобового стекла.
Кстати, оргстекло, которое обрамляет кабину планёра, пропускает ультрафиолет. Во время спортивных полётов пилот может находиться в воздухе 4 — 5 часов. Получить солнечный ожог проще простого. Поэтому планеристы стараются надевать во время полётов максимально закрытую одежду.
В планёрах — только девушки
Само собой, планеризму нужно учиться. Прежде чем подняться в небо, будущие планеристы проходят теоретическую подготовку, включающую процесс пилотирования, изучение конструкции летательных аппаратов, аэродинамики, метеорологии, штурманской подготовки и т. д. При верхнехавском аэроклубе «Сапсан» с 2013 года существует школа планеристов, куда набирают юношей и девушек от 15 до 18 лет. Причём обучающиеся получают теоретическую и практическую подготовку бесплатно. Финансирует это попечитель авиаклуба — агрохолдинг Верхнехавского района. Представители аэроклуба ходят по местным школам и набирают желающих каждую весну. В этом году в школе планеристов подобрался просто удивительный состав — 6 человек, и все шесть девушки!
— Не знаю, почему мальчишки не заинтересовались, — рассказывает одна из обучающихся в школе планеристов 16-летняя Екатерина. — А нам с девчонками жутко интересно. Сейчас мы пока проходим теоретическую подготовку. С нетерпением ждём, когда же начнём летать.
После года обучения молодые пилоты получают лётные удостоверения, которые позволяют им самостоятельно управлять планёром. По правилам ДОСААФ полёт на планёре без инструктора разрешён с 16 лет. Сертификат планериста — прекрасный старт для карьеры в гражданской и военной авиации.
В ТЕМУ
Сколько стоит планёр?
Как правило, аэроклубы предоставляют планёры бесплатно. Но опытные спортсмены предпочитают иметь свой личный летательный аппарат. Простой планёр стоит 15 — 18 тыс. евро (930 тыс. — 1,1 млн руб.). Современные высокотехнологичные модели планёров, которые имеют даже выдвижной двигатель и поднимаются в воздух без самолёта-буксировщика, стоят от 200 тыс. евро (от 12,4 млн руб.)!
Роман ПОПРЫГИН