Новички здесь начинают с элементарного – с простеньких моделей из пенопласта, бумаги, картона и клея ПВА.
Ребята не просто соединяют друг с другом детали — в процессе работы идет изучение каждой детали корабля: что как называется, для чего используется, как и почему применяется. Такая методика приводит к тому, что через какое-то время лексический запас ребят обогащается морской терминологией. Педагог никогда не говорит: «положь колдобину со стороны загогулины» — его задания вполне понятны и ребенку, и морскому спецу.
Со временем материал усложняется. Появляется информация из начальной геометрии.
— Детвора часто искренне удивляется, когда приходится применять их теоретические знания на практике, — продолжает Павел Зайцев. – Все эти прямые углы и отрезки обретают на наших занятиях вполне ощутимые формы.
Настоящим открытием для многих становится информация о том, что один миллиметр – это, на самом деле, очень много. Когда на школьных уроках дети работают с линейкой и лихо очерчивают фигуры – это одно, и совсем другое, по отмерянным деталям собирать модели. Там любой лишний миллиметр может испортить всю картинку.
Надо отметить, что постройка модели корабля – процесс длительный. Чтобы с филигранной точностью воспроизвести мельчайшие детали, иногда приходится затратить год, а то и больше.
Отдельная проблема – наличие\отсутствие материалов для работы. При кажущемся изобилии на магазинных полках есть реальный дефицит этих материалов. То, что в советское время «валялось под ногами», сегодня не сыскать днем с огнем, либо оно стоит огромных денег. Это касается цветных металлов, бронзы, заготовок для токарных работ, листовой латуни. Зато с чертежами проблем никаких нет – все, что нужно, можно найти в интернете в любом размере и разрешении.
На вопрос, что тренирует судомоделизм, какие свойства характера развивает, педагог без промедления отвечает:
— Моделизм – это такая дисциплина, которая является начальным инженерным образованием, если так можно выразиться. Есть огромная разница между детьми, которые занимаются этими видами спорта и теми, кто не занимается. Помимо внимательности к деталям, моделизм развивает мышление, расширяет кругозор, тренирует трудовые навыки. У ребят появляются начальные представления о материалах и размерах, о формах и пространствах. А еще они учатся работать руками, что в наши дни немаловажно. Ведь основные наши инструменты – это лобзик, надфиль, наждачная бумага, ножовка, молоток, напильник, отвертка, плоскогубцы, кусачки и т.д. Где еще ребенок может научиться управляться с этими инструментами?
Кстати, у ребят-моделистов есть еще один плюс – это возможность соприкоснуться с новыми технологиями, поработать на ЧПУ-станках, 3Д – принтерах – идти, что называется, в ногу с современными инженерными профессиями. Своим судомоделистам АТСК «Сапсана» ДОСААФ России приобрел ЧПУ-фрезер, на котором можно заготавливать особенно сложные детали.
Девочки интересуются судомоделизмом гораздо реже. Вернее, приходят наравне с мальчишками, но потом не задерживаются. Зато любят разукрашивать уже готовые модели – они придумывают дизайнерские расцветки и с удовольствием наносят их на поверхность. К неподдельному ужасу педагога, особенно когда дело касается копий кораблей.
— Творчество в судомоделизме – оно не только в раскраске, но в детализации и максимальном приближении к оригиналу, — продолжает Павел Зайцев. — Наша задача – понять принципы и воспроизвести уменьшенную копию судна. Шаг влево, шаг вправо – невозможен по определению. Но современной ребятне интересен судомоделизм больше как спорт. Им хочется движения, соревнований, кто быстрее финиширует и т.д. Так что сейчас мы готовимся к нашему первому спортивному состязанию – чемпионату Воронежской области. И уже сегодня нацелены на победу.