Авиамоделирование, Новое на сайте, Секция авиамоделизма

Лучшая тренировка -в режиме соревнований

В Воронеже не так много детей и подростков занимаются в секциях и кружках авиамоделирования. В области ситуация не лучше, за исключением, наверное, Верхнехавского района, где авиационно-технический клуб «Сапсан» развивает, в том числе, и это направление.

Руководителем там работает Алексей Левин – фигура достаточно известная в мире авиамодельного спорта. Спортивный судья II категории, кандидат в мастера спорта, неоднократный победитель и призер всероссийских соревнований, он привлекает к занятию авиамодельным спортом и конструированию моделей планеров местных ребят – на сегодняшний день в авиамодельной секции АТСК «Сапсан» занимаются около 40 детей.

— Алексей, расскажите, что такое авиамоделизм и чем он может быть интересен?

— Сразу определимся, что существует авиамодельный спорт, который требует от спортсмена определенных, достаточно серьёзных усилий для достижения результатов и повышения мастерства, а так же финансов для поездок на соревнования и приобретения сложных спортивных моделей в том числе. А есть люди, которые занимаются моделизмом на уровне хобби – они либо сами делают модели, либо покупают их, но не участвуют в официальных спортивных соревнованиях, а летают в свое удовольствие. Часто бывает, что занятия авиамоделизмом на уровне хобби перерастает в занятия авиамодельным спортом.

— Авиамодели появились раньше настоящих самолетов или они развивались параллельно?

— Скорее, второй вариант. В 1871 году француз Альфонс Пено сконструировал игрушку из нескольких реек, кусочков вощеной бумаги и резиновых нитей, которая пролетела 45 метров. Она и стала первой авиамоделью, а ее создатель — «крестным отцом» авиамоделизма.

Правда, единственным видом авиамоделизма тогда были свободнолетающие модели: планера или резиномоторные модели, а в 1914 году создали первый авиамодельный бензиновый двигатель, который стал настоящим прорывом!

С тех пор «большая авиация» и моделизм взаимодополняют друг друга — на авиамоделях отрабатывали технологии и материалы, а все новое моделисты стараются переносить в авиамодельную практику.

Практически все известные конструкторы начинали свой путь в профессию с моделизма. Да и простые ребята с удовольствием клеили и запускали миниатюрные модельки. Это было очень популярное увлечение. Было…

— Быть может, потому, что у детей тех лет не было телефонов, компьютеров и прочих гаджетов, и им просто нечем было заняться?

— Не соглашусь — сегодня много ребят с удовольствием бы занимались моделизмом, но часто все упирается в деньги. Технические виды спорта достаточно дороги, а кроме того, они требуют интеллектуальных усилий – по правилам многих соревнований, моделью нужно не просто уметь управлять —  он должна быть собрана и отлажена самим спортсменом, а это означает, что он должен разбираться в технических дисциплинах, понимать принципы аэродинамики и многое другое.

Стоит отметить достаточно большую классификацию моделей: есть свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые, модели-копии, радиоуправляемые с электромотором. И каждая из них делится на множество подклассов, и каждая требует достаточных умений для настройки и управления.

— Что, по-вашему, теряет государство, если ее граждане – большие и маленькие – перестают заниматься авиамоделизмом?

— В свое время СССР был единственной страной в мире, которая производила военные и гражданские самолеты полностью автономно, из своих комплектующих и поставляла свою авиапродукцию во многие страны. Сейчас нам даже мечтать о таком не приходится. И одна из причин этого бедственного положения, на мой взгляд — в потере интереса к моделизму. А если шире – в обесценивании инженерной мысли и со стороны государства, и со стороны детей и их родителей.

Мне могут возразить, что у нас работают станции юных техников, центры технического творчества, которые в настоящее время пытаются заменить на кванториумы и т.д. Но современная позиция их руководства, часто такова: купить готовый дрон и научить детей им управлять – это техническое творчество, а сделать своими руками модель самолета или планера – нет.

— Такая картина только в Воронеже?

— Разумеется, нет. Наоборот — на фоне других регионов у нас еще не самая плохая ситуация. Благодаря «Сапсану» мы возим большие группы детей на престижные российские соревнования, прививаем им соревновательный опыт, развиваем их как спортсменов, ребята завоевывают медали разного достоинства. А потому Воронежская область может гордиться своими спортсменами – по крайне мере, в классе метательных планеров, радиоуправляемых и зальных.

Скажу больше – с каждым годом Верхнехавский район становится местом притяжения большого количества спортсменов со всей страны. Конечно, на нашей стороне удобная локация региона – к нам едут и с севера, и с юга, и с восточных областей. Но мы конкурентоспособны и по другим параметрам — у нас есть хорошее поле, мы стараемся организовывать соревнования на самом высоком уровне, продумываем интересный призовой и наградной фонд. Как результат – соревнования на приз АТСК «Сапсан» практически не уступают чемпионатам России по количественному и качественному составу участников.

8-9 июня мы принимали около 40 спортсменов из всех регионов страны. Это был очень интересный турнир…

— А можете нарисовать обобщенный портрет авиамоделиста? Кто он – какого возраста, какого пола?

— Это непросто хотя бы потому, что в разных классах своя специфика. Но мысль я вашу понял: современный авиамоделист в нашей стране — это взрослый мужчина. В классе радиоуправляемых метательных планеров, например, несколько лет назад средний возраст был 39-42 года.

— Потому что это сложно и дорого?

— В том числе и поэтому, хотя можно купить или изготовить вполне бюджетные модели. Главная причина – в смещении приоритетов в сторону компьютерных игр, где за вас все придумали и сделали, ну и как следствие, — снижение интереса к тому, что нужно делать своими руками.

— В двадцатых годах прошлого века в нашей стране был очень популярен лозунг: «От модели — к планеру, с планера — на самолёт». Сегодня он работает?

— Изначально структура аэроклуба «Сапсан» и задумывалась по этому принципу – чтобы ребята начинали с авиамодельного спорта и постепенно переходили к планерному. Мы делаем все, чтобы эта цепочка не прерывалась. Но это не так легко. Современные дети с клиповым мышлением хотят видеть результаты своих усилий «здесь и сейчас» — то есть сразу. Там, где процесс получения результатов затягивается, в том числе и из-за длительности или специфики обучения, зачастую, им становится неинтересно.

Кроме того, существует и особенность районных секций – рано или поздно наступает момент, когда после окончания школы дети переезжают в города для продолжения обучения, а мы теряем спортсменов.

Вот сейчас, например, в классе радиоуправляемых метательных планеров F3K у нас снова новая команда – начинаем практически с нуля.

— Будете воспитывать чемпионов?

— Конечно, всегда приятно, когда твои ученики поднимаются на пьедестал почета и особенно приятно, когда они выигрывают у своего тренера. Но все же не это наша основная задача — мы не делаем из детей чемпионов, мы только даем им возможность стать чемпионами. Ну а кроме того, стараемся воспитать организованных, дисциплинированных, ответственных людей, которые добиваются поставленных целей и могут концентрировать свои усилия. Если при этом они будут становиться победителями и призерами соревнований, что ж в этом плохого?