1. Планер L-13 Blanik
2. Планер SZD 48-3 Jantar Standard 3
3. Планер SZD 48-1 Jantar Standard 2
4. Самолет Вильга 35

Планер L-13 Blanik

 width=В 1956-м году чешский конструктор Karel Dlouhý, работавший на авиастроительном предприятии VZLÚ Letňany, создал планер L-13 Blanik. В конструкции нового планера были реализованы идеи, опробованные на экспериментальном планере Letov XLF-207 Laminar, первом чешском планере с крылом, имевшим ламинарный профиль. Двухместный L-13 предназначался для первоначального обучения и тренировок планеристов-спортсменов.
Серийное производство планера началось в 1958-м году и очень быстро Blanik завоевал популярность не только в социалистических странах, но и широко экспортировался в страны Западной Европы и Северной Америки. Секрет популярности заключался в его простой и дешёвой цельнометаллической конструкции, надёжности и хороших пилотажных характеристиках. Всего было выпущено 2650 экземпляров, а если принять во внимание различные модификации (L-23 Super Blanik и т.д.), то более 3000 штук. Даже спустя 50 лет после начала производства, L-13 Blanik остаётся самым распространённым планером в мире. ВВС США используют L-13 (под обозначением TG-10) для первоначального обучения военных лётчиков.
В 60-х годах прошлого века Blanik установил ряд мировых рекордов дальности полёта, а одноместные модификации Démant и L-21 Spartak были созданы специально для участия чешской команды в Чемпионатах мира 1956-го и 1958-го годов.
Базовая конструкция планера послужила основой для ряда модификаций, некоторые из них выпускаются до сих пор — L-13AC Blanik и L-23 Super Blanik. Также были созданы экспериментальные варианты для отработки конструкции более современных моделей.

 

Планер SZD 48-3 Jantar Standard 3

jantar_std3_prefCпортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор — Adam Kurbiel . SZD 48-3 Standard 3, явился развитием планеров SZD- 41A Jantar Standard и SZD-48-2 Jantar Standard 2. По сравнению с SZD- 41A, SZD 48-3 претерпел существенные изменения, планер из среднеплана превратился в верхнеплан, уменьшилась длина фюзеляжа, увеличился водобалласт и др. внешне не заметные изменения. По сравнению с SZD-48-2, таких изменений меньше и они не такие заметные: изменилась компоновка фонаря кабины (несколько ниже стала приборная доска, тем самым улучшился обзор, но все же у второго стандарта кабина просторнее), форма руля поворота , компоновка баков водобалласта. Изменение формы руля поворота — отдельная тема. Что бы уменьшить вероятность касания рулем поворота земли при посадке (что особенно нежелательно при посадке на площадку), рулю поворота была придана почти треугольная форма против формы четырехугольника у Standard 2, тем самым дальняя точка руля поворота была поднята над землей, но из-за этого увеличилась общая длина фюзеляжа. Хотя справочная литература приводит одинаковые значения для скоростей сваливания у Standard 2 и Standard 3, тем не менее среди планеристов бытует мнение (подкрепленное опытом практической эксптуатации), что Standard 2 «сваливается» на меньшей скорости, а следовательно имеет преимущества при наборе высоты в восходящем потоке спиралью. Все Янтари Стандарт имеют Т-образное оперение. Не смотря на то, что планерам Янтарь Стандарт по 15 и более лет они продолжают до настоящего времени занимать хорошее положение среди планеров стандартного класса.

 

Планер SZD 48-1 Jantar Standart 2

std2Cпортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор — W.Okarmus. Одноместный SZD-48 Jantar Standard 2 — развитие SZD-41A, так же разработанный Окармусом (W. Okarmus), первый полет опытного образца состоялся 10-го декабря 1977; к началу 1980 года их было построено 96. Свободнонесущие высокорасположенные крылья имеют только один, витой из стекловолокна, главный лонжерон без нервюр; они имеют наружный слой стекловолокно/пенопласт/стекловолокно и ровные элероны, так же дюралюминевые аэродинамические тормоза на верхних и нижних поверхностях. Объем водобалласта увеличился до 150л. Стеклопластиковый фюзеляж имеет центральный каркас из стальных труб, в задней части жесткость достигается стрингерами и шпангоутами. Свободнонесущее Т-образное оперение имеет подобную крыльям конструкцию и пружинный тример на руле высоты. Имеется убирающееся колесо с дисковыми тормозами и утопленное хвостовое колесо. С небольшими изменениями тримера и системы указателя скорости SZD-48 стал SZD-48-2.

 

Самолет Вильга 35

vilga35 Спортивный самолёт PZL-104 разработан в КБ завода PZL (Польша).  Самолёт предназначен для первоначального обучения и тренировок пилотов, полётов по маршруту с подбором площадок, буксировки планёров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков. Поставки самолёта в СССР начались в 1973 году. Им оснаались аэроклубы ДОСААФ (позже РОСТО). Он применялся в соревнованиях по воздушному ориентированию. В чемпионате мира 1983 года польские спортсмены, выступавшие на самолётах «Вильга-35А», завоевали первое место. PZL-104 поставлялся на экспорт в 20 стран мира, в том числе Великобританию, Канаду, США.