Мы в соцсетях:
Как проводятся Гран-При по планерному спорту

16-26 мая аэродром Усмань-Шаршки станет местом проведения российского этапа мирового Гран-При-2018.  Чем отличаются эти соревнования от любых других?

Гран-При по планерному спорту — это гонки на планёрах. Ежегодно в разных странах проводится 10 отборочных этапов. В каждом этапе могут участвовать до двадцати пилотов, отбираемых из числа спортсменов, подавших заявки на участие. Из каждого отборочного этапа занявшие первое и второе места получают право выступить в финале. Таким образом, в финале Гран-При участвуют также 20 спортсменов.

В отличие, например, Формулы-1, этап Гран-При по планерному спорту состоит не из одной гонки, а из нескольких, и длится одну неделю. Сколько будет проведено гонок за это время — определяется погодными условиями. Гонки проводятся в дни, когда в атмосфере есть восходящие потоки воздуха, позволяющие безмоторному летательному аппарату, каким является планёр, набирать высоту и держаться в воздухе долгое время, достаточное для прохождения маршрута.

9ebd4b7d28e

В целом, если продолжить сравнение с автоспортом, то планерные гонки больше похожи на ралли-рейд. Здесь тоже нет четко очерченной трассы, а есть только контрольные точки, называемые «Поворотный пункт маршрута», которые спортсмен после старта должен облететь в заданной последовательности и финишировать на аэродроме.

Каждый соревновательный день начинается с подъема планёров-участников в воздух с помощью самолетов-буксировщиков. После подъема всех планеров по радио объявляется время открытия стартовой линии. Здесь надо сказать, что и стартовая линия, и поворотные пункты маршрута, и финишная линия на местности и в небе не обозначены. Но каждый планёр оборудован специальным навигатором, в который вводится задание (маршрут) и с помощью которого планеристы ориентируются во время гонки.

Итак, после открытия стартовой линии, участники гонки должны пересечь её не выше определенной высоты (как правило, 1 километр) и на скорости, не превышающей 160 км/ч. Старт дается всем одновременно, поэтому не имеет значения, кто в какой момент пересек линию старта. Главное, чтобы это произошло не раньше её открытия, то есть, не допустить фальстарта. За все нарушения спортсмен получает штрафные секунды, которые будут потом приплюсованы к его результату, а то и вовсе может быть дисквалифицирован!

После старта участники гонки летят в направлении первого поворотного пункта маршрута. Они снижаются, планируя по прямой, потом находят восходящие потоки, в которых восполняют потраченную высоту, летая по спирали, затем планируют дальше. Процесс повторяется. Иногда, в силу особенностей ландшафта или погодных условий, восходящие потоки имеют форму протяженных линий. Тогда спортсмены могут долго лететь по прямой, не «останавливаясь» для набора высоты по спирали.

Для того чтобы «взять» поворотный пункт, необходимо влететь в виртуальный цилиндр радиусом 500 метров вокруг заданной точки. Высота при этом не ограничивается. Вообще, гонка проходит в диапазоне высот, определяемом погодными условиями, т.к. восходящие потоки имеют пределы развития по высоте и залетать в облака нельзя. Также высота может быть ограничена правилами использования воздушного пространства.

Между поворотными пунктами спортсмены сами выбирают траекторию движения, исходя из своего опыта. Нужно найти оптимальную траекторию, где восходящих потоков больше и они сильнее. А самый прямой путь иногда может не иметь восходящих потоков вообще.

Пройдя все поворотные пункты, участники гонки летят к аэродрому, где должны пересечь финишную линию. Накал борьбы достигает максимума! В гонке с общего старта важно выиграть позицию на финише. Иногда спортсменов разделяют считанные метры!

После финиша и посадки участники сдают в судейскую коллегию данные бортовых регистраторов, где записан трек полёта. Судьи с помощью специальной компьютерной программы расшифровывают треки участников — если были нарушения, налагаются штрафы, после чего объявляются результаты дня.

Победитель гонки получает 10 очков, занявший второе место – 8, последующие места – каждое на одно очко меньше. Занявший 9-е место получает одно очко.

Победитель и призёры этапа Гран При определяются по сумме очков.

лого